Автомобильные краски: Окуните ваши кисти…

19.04.2018

Элегантную, прочную и герметичную «одежду» для автомобильного                кузова создают на протяжении многих десятилетий. За всю историю   автомобилестроения              были испробованы самые разные типы   красок, а до наших дней дошло всего              несколько их   разновидностей. И различаются они по целому ряду характеристик.Краска (эмаль) – неоднородна,          она состоит из целого набора   компонентов. Основной – это так называемый          пигмент,   представляющий собой твердые частицы, придающие материалу определенный            цвет...

Элегантную, прочную и герметичную «одежду» для автомобильного                кузова создают на протяжении многих десятилетий. За всю историю   автомобилестроения              были испробованы самые разные типы   красок, а до наших дней дошло всего              несколько их   разновидностей. И различаются они по целому ряду характеристик.

Краска (эмаль) – неоднородна,          она состоит из целого набора   компонентов. Основной – это так называемый          пигмент,   представляющий собой твердые частицы, придающие материалу определенный            цвет. Связываются эти частицы жидкой основой – смолой природного   или синтетического          происхождения. Для достижения необходимой   консистенции (вязкости) в состав          краски перед ее нанесением   вводят растворитель. Когда краска слоем уложена          на поверхности,   он становится «ненужным» и испаряется.

Свойства эмалей – адгезия, твердость, оптимальные параметры сушки –            зависят от типа смолы-основы. В зависимости от этого автокраски   сегодня          «грубо» делятся на нитро, алкидные и акриловые. Первые   автокраски, известные          со времен производства Ford T,   выпускались на нитроглицериновой основе.          Благодаря способности   растворителей хорошо испаряться они быстро высыхали          при   невысокой температуре. Нитроэмали в чистом виде уже практически не            применяются в автомобильной промышленности и автосервисе, так как   они          не обеспечивают необходимый блеск поверхности, а слой   краски имеет малую          толщину и низкую пластичность. Ее используют   только реставраторы раритетных          автомобилей, на кузова которых в   свое время наносили по 14 и более слоев          нитроэмали. Сейчас в   основном применяют алкидные и акриловые краски. О          них и   поговорим подробнее.

Алкид

Революцию в отрасли покрасочных материалов для автомобилей произвело            появление синтетических красок на нитроцеллюлозной основе,   широко известных          как алкидные эмали (их иногда называют   «синтетикой»). В свое время такими          красками пользовались на   автосборочных конвейерах и в ремонтных мастерских.          В советские   годы широкое распространение получили алкидно-меламиновые          эмали   МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110.

Алкидные краски наносятся легче, чем нитроэмали, из-за меньшей доли            растворителя ложатся на поверхность более толстым слоем (в   среднем 15          – 20 микрон), достаточно эластичны, не боятся   бензина. Однако при всех          своих плюсах они не очень устойчивы к   атмосферным воздействиям – кислотным          осадкам, ультрафиолетовому   излучению.

Высыхают краски этого типа вследствие испарения из их состава   растворителей,          а также окисления смолы при контакте с   кислородом, содержащимся в воздухе.          Это может происходить как   при небольших температурах – 20 – 30°С, так          и при более высоких   – 100 – 130°С. От температуры зависит время высыхания          – так,   при 120°С «синтетика» сохнет 1 час, при 80°С – 2 часа, при 50°С            – 3 – 4 часа. Применение ускорителей, которые интенсифицируют процесс            испарения растворителя, сокращает время сушки вдвое. Некоторые   автомаляры          очень любят финскую алкидную краску торговой марки   Sadolin, которая без          каких-либо ускорителей высыхает при 20°С в   течение 8 – 10 часов.

В отечественном автосервисе, помимо Sadolin, до сих пор применяются            алкидные краски марок Helios, Vika («Русские краски»), Mipa и   др. В Европе          эмали этого типа не используются из экологических   соображений. В Украине          же, несмотря на кажущуюся архаичность,   они не уходят с рынка, как и в          других странах с морально   устаревшим автопарком. Из-за этого доля алкидов          в мировом   производстве автоэмалей достаточно велика – до 50 %.

Акрил

Следующее поколение красок – эмали на основе полиуретановой и   акрилуретановой          смол, причем последние под общепринятым   названием «акриловые» получили          повсеместное признание.   Ремонтные акриловые эмали называют двухкомпонентными          (их   обозначают индексом 2К), потому что они образуются из двух составляющих            – соответственно акриловой краски и отвердителя. Их смешивают   непосредственно          перед покраской. Процесс высыхания протекает   несколько иначе, чем у алкидных          красок. Основную роль играет не   испарение растворителя (хотя оно тоже          присутствует), а процесс   полимеризации смолы в результате химический реакции          с   отвердителем. Благодаря этому краска может сохнуть даже при 15°С, хотя            для сокращения времени высыхания температуру поднимают до 80°С.   Теоретически          с применением ускорителя возможна покраска и при   5°С, однако обеспечить          высокое качество покрытия при такой   температуре нереально.

Двухкомпонентные эмали за один проход пульверизатора могут   укладываться          на поверхность толстым слоем (до 60 микрон), хотя в   этом не всегда есть          необходимость – и более тонкая пленка (40 –   50 микрон) без дополнительной          защиты обладает достаточной   прочностью, твердостью, эластичностью и химической          стойкостью.   Кроме того, после полимеризации акриловая эмаль хорошо поддается            полировке и дает возможность перекрашивать автомобиль без негативных   последствий.          В целом особенности двухкомпонентных акриловых   красок позволяют даже в          условиях ремонтных мастерских создавать   покрытие, по качеству близкое          к заводскому.

Стоит отметить, что автокраски целого ряда брэндов – Glasurit, PPG,            Sikkens, Spies Hecker, Standox, Lechler и др. – сегодня   выпускаются исключительно          на акриловой основе. Продукция   данного типа есть и в ассортименте не столь          маститых   производителей, которые у нас более известны своими алкидными            эмалями.