Современные способы борьбы с детонацией двигателя? - советы от Motor-M
При работе ДВС, различные детали и узлы излучают колебания различной частоты, по-разному «звучат». Все колебания ДВС могут исследоваться датчиком вибраций. Датчик вибрации представляет собой пьезоэлемент, находящийся в корпусе, жестко прикрепленном с помощью болта к блоку цилиндров двигателя. При вибрации инерционная масса воздействует на пьезоэлемент, в результате чего на его выводах появляется напряжение, характеризующее весь спектр вибрации элементов ДВС.
Блок-схема простейшего электронного устройства включает в себя датчик вибрации, полосовой фильтр, генератор эталонного уровня, схемы сравнения амплитуд и выработки сигнала детонации. Принцип выделения сигнала детонации следующий. Весь спектр вибрации элементов ДВС, преобразованный датчиком вибрации в электрические колебания различной частоты и силы, подается на полосовой фильтр, который пропускает на схему сравнения только сигнал с частотой, близкой к частоте детонации. Одновременно на схему подается от генератора эталонный сигнал той же частоты с максимальной амплитудой бездетонационной работы ДВС.
При появлении амплитуд более высоких, чем эталонные - на выходе схемы появляется положительный сигнал, свидетельствующий о появлении детонации. Кроме того, для повышения достоверности информации о начале детонации сигнал от датчика вибрации обрабатывается только в той зоне, где появление детонации возможно, т. е. не более 60° поворота коленчатого вала ДВС после ВМТ. Появление сигнала за пределами этого углового интервала не воспринимается.
Блок-схемы регулятора Bosch позволяет сузить диапазон пропускаемых частот и повысить качество получаемой от датчика вибрации первоначальной информации. Этими электронными регуляторами реализуется простейший алгоритм управления углом опережения зажигания. В случае получения сигнала детонации блок задержки устанавливает угол опережения зажигания на 5-7° позже оптимального угла, хранящегося в памяти контроллера. Если на следующем рабочем ходе поршня детонация не исчезла, то запаздывание увеличивается опять на ту же величину и так продолжается до полного ее устранения. Как только сигнал о наличии детонации исчез, угол опережения зажигания шаг за шагом увеличивается на каждые два оборота вала двигателя.
Таким образом, угол опережения зажигания всегда поддерживается вблизи детонационного предела независимо от октанового числа топлива, его качества и огромного числа других факторов. Такими устройствами оснащено большинство иномарок с микропроцессорными системами зажигания. У нас, к сожалению, датчики детонации не производятся.